суббота, 3 сентября 2011 г.

"Тебе жалко что ли?" - как много в этом слове...

 Вы являетесь Мастером в какой-то области? Например, сверхидеально штопаете носок? Высокохудожественно белите потолки? Печете объедательные пироги с капустой? ... тааак, стоп, сейчас я потеряю мысль...))

Итак - в вашей жизни наверняка есть такое дело, которое удается вам лучше, чем кому бы то ни было в вашем окружении. И это дело этим окружающим - интересно, а точнее - полезно.
Лучше ли всех вы разделываете селедку, собираете икебану, оформляете договора или настраиваете монитор - заметьте, я просто рот себе зажала про рукоделие! -  все это, по мнению окружающих, в конце концов должно приносить пользу ... этим самым окружающим.

Вечеринка в офисе, а у вас за спиной оконченное в прошлом веке кулинарное училище? Пройдите в подсобку и нарежьте колбасы на весь отдел и разложите помидорки. Ваш ребенок идет в первый класс, а вы профессиональный фотограф? Вам в тот кабинетик, классу нужен альбом на пять разворотов. Вы художник, а ребенок уже добрался до выпускного? Не мне вам рассказывать, чем вы занимались все эти десять лет, не так ли? :)

Но что это мы все об отвлеченном? Вы - вышивальщица? Кукольница? Скрапер? Да просто - имеет в доме швейную машинку и даже знаете, с какой стороны к ней подойти сделать так, чтобы она "тыр-тыр и у меня новая молния на джинсах"?

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, к чему я все это сейчас)) Каждая вторая рукодельница сталкивалась с этим хотя бы раз в жизни, а каждая третья - сталкивается регулярно. Родственники, друзья, сослуживцы, друзья родственников сослуживцев, обнаружившие тебя хвастающейся очередным шедевром в кругу друзей или в онлайне - все норовят сесть на хвост тем или иным образом.

Кукольница? - "Подшей джинсы, а? Все равно за машинкой весь день сидишь, а так хоть польза..."
Скрапер? - "Ой, у меня дочка замуж выходит на следующей неделе, сделай нам приглашений... ну там, всего человек 50, мы скромно, не то что Люська - она к себе 120 человек пригласила!... к пятнице успеешь?"
 Вышивальщица? - "Сделай мне магнитик, а?" (Ира, привет!) а то и - "Ой, какой наборчик!! Всегда обожала тигров! Что, научиться вышивать? Да что я, бабулька какая-то? .... а может ты мне на день рождения сделаешь, а?"

 *в этом месте Марина отвлеклась похвататься за голову и пару раз хорошенько стукнуться головой об стенку...

 Итак, вернемся к нашим баранам. То есть - людям той степени наивной простоты, с которой они, хлопая глазками, позволяют себе распоряжаться нашим временем. О, я не говорю о тех, что действительно не поспевают за своим восторгом! Люди, способные воскликнуть "Как красиво! Я тоже такой хочу!" при виде Rocky Point, но уже через пять минут разъяснений спокойно отказывающиеся от такой "халявы" и не претендующие на большее; люди, знающие тебя как отменного фотографа и желающие пригласить тебя на свадьбу не только поесть-попить - но в ответ на развернутый прейскурант способные признать, чтобы неприлично обирать друзей - в общем, люди разумные и уважительно относящиеся к чужому труду и времени - такие люди даже не обсуждаются.

Между "Ух ты! Я тоже так хочу" и "Ух ты! Сделай мне так же" - пропасть. Но если на первую категорию людей еще хватает сил - то со второй подчас реальнее зарезаться, чем объяснить, почему нет. Эта "волшебная" категория людей умудряется благополучно сидеть на двух стульях - желать результат ваших трудов (то есть, казалось бы, считать ее ценной для себя) и в то же время не ставить ее ни в грош.

Верные признаки "тебе-жалковцев": священное негодование при первых же словах о стоимости работы и материалов; явное пренебрежение вашими планами на ближайшие дни (у них обычно все срочное и горящее, так что ваши планы на через-месяц их не интересуют)); высочайшее мастерство манипуляции. В последнем случае в ход идет все - и степень родства/близости/знакомства, и давление "на жалость", и "тончайшие" намеки на полученные вами от него услуги, и так далее, и так далее...

 Кто виноват и что делать??? *в этом месте мы снова хватаемся за голову*.
Мы виноваты. Мы, мягкотелые, "погрязшие в скромности" (достойное название для продолжения "Поющие в терновнике", вам не кажется?;)), постоянно мечущиеся между восторгом от сделанной большой работы и ковырянием стола пальчиком при виде обильной похвалы - именно мы создаем такое отношение к нашему творчеству. Мы, сначала раздаривающие результаты долгой работы, а потом мнущиеся при попытках продать за целую тыщщу рублей!! картину формата А4 - именно мы не даем возможности нашему творчеству быть оцененным по достоинству и выйти наконец из рамок "бабушкиных ковриков", еще и поддерживая это всеобщее негодование по поводу цен на заморских сайтах на "простейшие вещицы".

Именно мы не отслеживаем свои собственные затраты на ту или иную "поделку" - подумаешь, пинкипчик-игольница-бискорнюха! Подумаешь, пол-коробочки Милл-Хилла, десяток мотков ДМС да кусман равномерки - ну что там такого? Три вечера работы? Ну так это же просто отдых был, а не работа! ... Ну и чему удивляемся?

Ира, ты просила меня написать, как отвязываться от халявщиков? А я снова пишу - начни с себя! Да-да - убей своего "внутреннего халявщика"! Не-Ир это тоже касается))

 Очень трудно заниматься тайм-менеджментом рукоделия, планированием своих "хочушек" и отключением внутренней "гонки" за коллегами по игле, пока мы не заставим себя смотреть на рукоделия "в масштабе". С высоты всех затрат - финансовых (ведь все это куплено на ваши деньги, которые не с неба вам свалились!), временнЫх (сколько минут общения с любимыми и просто качественного отдыха, полезного для здоровья, было  потрачено на эту "мелочушку"?) и творческих - с высоты всего этого - сколько стоит маленькая бискорню?

 О, ну конечно, вы вправе сейчас упрекнуть меня в меркантильности, мелочности и отсутствии "щедрости души", так присущей российским шоколадкам! Но спросите себя - неужели вы действительно хотите такого отношения к вашей жизни, по большому счету?

 За сим раскланиваюсь,
всегда ваша провокаторша

33 комментария:

Наташа-Луна комментирует...

Чувствую себя Злюкой-Бубукой =) Если мои работы увидел "кто-нибудь из офиса", то на " а мне такую вышьешь?" я сразу называю ценник =) И есть очень мааааленький список людей (в него даже далеко не все родственники включены) которым позволительно "заказывать" у меня всяческие штучки к любому празднику. Но они, как правило, знают (или догадываются) сколько это по материалам, времени и кропотливости работы. поэтому срок мне дается "в этом году" =)
Я лучше конфетками всё раздаривать буду! Среди тех кто Понимает! А "офисные подружки и дальние родственники маминых сослуживцев" дружно топают в лес. Лучше кедровый. Хоть орешков нашишкуют =)

Anna Morzhina комментирует...

Удивительно, но меня это обходит стороной, догадываюсь, что люди "считывают" очень четко очень жесткую внутреннюю настроенность, и, будучи художником, Д/с я "украшаю" взамен родительских взносов, и, будучи отчасти кукольником, шью куклы куда-либо тоже либо в обмен на отсутствие денежных плат с моей стороны за что-то, либо в обмен на нужные мне услуги по прейскуранту. И никто не предлагает "а мне тоже сшей затак..." - никто... никогда с этим не сталкивалась...

А вот друзья часто от этого страдают...

Franstals комментирует...

Марина, пост отличный! Все прямо из моей жизни!
Но я научилась подобные настойчивые "просьбы" пресекать на корню, на жалость меня тоже не возьмешь, а дарить свои работы не люблю (дарю только тем, кто действительно оценит).
Я не жадная, вы не подумайте, и не злюка! Просто обидно потом увидеть свою выстраданную работу на чьих-то пыльных антресолях.
Мне самой просить людей неудобно, всему пытаюсь сама научиться, поэтому и халявщиков не перевариваю. А ведь у многих это вообще лозунг по жизни - "Даешь халяву!"

Anna Morzhina комментирует...

Причем просят так, сделайте нам то-то и то-то, а мы вычтем стоимость этой работы из вашей оплаты за Д/с, и все нормально и даже намека нет о задаром))) И все счастливы))))

Елена (Динни) комментирует...

Оооооо, как все знакомо.И печально. И я раньше страдала мягкотелостью-ой, какие носочки, а у меня ДР завтра, ты же мне подаришь?-ну конечно, с удовольствием!, - и сложнопостановочная вещичка с узором, который неделю разбирала,улетала к постороннему человеку. Сейчас-то сразу говорю сколько такая радость стоить будет, халявщики сразу отсеялись! Жить сразу легче стало!

Unknown комментирует...

Мне пока так не "везло", надеюсь, что и это обойдет меня стороной, хотя, честно признаюсь, пока сама не начала рукодельничать, тоже любила делать намеки на то, что мне тоже нужно такое.

Елена комментирует...

Мое мнение: если очень хочется, а человек не может заплатить - делай. Но если жалко - так и отвечу "жалко, у меня нет своих денег на материалы на такую стоимость и думайте обо мне,что хотите"
А если возвращаться к "энергиям-психологии-философии". Человек, получивший вещь просто так, не оценит ее и не принесет она ему радости, пользы. А вот десятину пожертвовать от своих доходов, знаний, умений - святое дело (это возвращаясь к моему мнению:). Только жертва изначально = "сделать святым, божественным, с любовью" и несет положительный смысл.
Мы не меркантильные. Мы себя просто любим и ценим. Просто. Не возвышаясь. А в развитии своего дела - творчества - хобби...
Есть у психологов "мнение, позиция" (в частности Юля Свияш), что в любом занятии есть 3 этапа:
1. я могу заниматься этим делом
2. я могу заниматься этим делом за деньги
3. я могу заниматься этим делом (могу ошибаться в точности) как я хочу - за те деньги,что я хочу, пусть и выше общепринятых и которые мне готовы заплатить за мое имя, мой брэнд. Тут можно и вознестись и многого натворить..., но ...

lekae комментирует...

О как все жизненно! но у меня, кажется, тьфу-тьфу-тьфу, такого нет. на работе при первом же "а наааам?" я спросила: "а вам это действительно надо? или вы чтобы было? тогда 100 баксов и кучку свободного времени!" родня/знакомые не напрашивается. только мама иногда намекает, что тетка собирает ворон и надо бы ей что нибудь такое... вот! натыкается на ответ ну вы найдите мне что нибудь с воронами, я посмотрю и если мне понравится то сделаю.
согласна с Катей, дарить надо тем кто оценит, у кого не будет лежать на дальней полке или еще где похуже

Vika Yaniff комментирует...

Пост точно обо мне, ну тяжело мне сказать "нет" особенно тем кого люблю, кто собственно и пользуется моей мягкотелостью(((Но в последнее время я усердно работаю над собой!)))И если не бесплатно, то хотя бы услуга за услугу ( кстати ничего плохого не вижу в работе по бартеру))

Domovnitsa комментирует...

Как-то лет 10-12 назад подруга попросила меня сшить платье из белого шелка для дочки на новогодний утренник. Я согласилась. Провозилась с этим шелком, выкройку делала со старого платья. Сидела с этим шитьем в свободное время, которого у меня тогда не было (только-только пошла работать в школу... кто знает, что это, поймет...). Попросила тогда за это какую-то сумму... рублей 600 что ли. Мне подруга заявила, что это бешеные деньги, что она думала, что это будет стоить рублей 200 и что за такую сумму она бы на рынке купила платье лучше.... Я от этого офигела, с подругой мы долго не разговаривали. Но для себя с тех пор я вывела твердое правило: никогда, никому (особенно подругам и знакомым) ничего не шить, не вышивать и т.п. Неблагодарное это дело. Все ждут именно такой вот халявы. И никто не принимает во внимание, что ты тратишь свое время, свои силы, свой труд на эту работу. Лучше я это время, силы и труд потрачу на себя и своих детей. Приятности и благодарности будет больше в разы :О) И теперь все вопли "Сделай мне такое же! Я заплачУ!" я пресекаю сразу четкой фразой: "Я не шью на заказ."

Unknown комментирует...

Пост великолепный, комменты - не хуже))) Тема очень важная для всех нас. Про себя скажу, что всё непросто. У меня нет единой стратегии. А это плохо... Но и где сядут на меня, там и слезут. Я могу резко заболеть и отказаться. Причем болею я взаправду, но мало кто знает, что рукоделием я лечусь)))

Tatiana (Arya) комментирует...

Дарю свои работы только тем, кому хочется :)) И как-то с теми, кто клянчит, не сталкивалась, либо отшивала их, не замечая, видимо :)) А вообще больше таких, кто в диком восторге от работ, но, видимо, по этой же причине и не просят просто так сделать, т.к. подсознательно понимают, что это труд и различные денежно-временные вложения.

Еще вспоминаю один разговор с сестрой, которая спросила, почему я не хочу зарабатывать своим рукоделием, но я все достаточно подробно объяснила о том, что хобби и работа это разные вещи, и что никто не даст за вышитую картину столько, сколько она стоит в действительности, во всяком случае, не в массовом масштабе :))

UnderUmbrelland комментирует...

Я отказываюсь от любого пошива для родственников и друзей. Такое впечатление, что если ты знаешь как обращаться со швейной машиной, то обязан всему миру подшить брюки и сшить юбку на первое сентября, просто так, а своя любимая работа пусть подождет. Но встречаются экземпляры конечно разные... кто-то считает, что сшить игрушку проще простого, а кто-то действительно видит вложенный труд и ценит мастерство.

Jaye комментирует...

Марина, какие же у тебя посты все-время... О наболевшем))) У меня, к счастью, из тех кто не понимает материально трудовых затрат всего одна подружка, но ей я готова простить все)) Тем более, что обращалась она ко мне пока только разок)) и, думаю, если я, в дальнейшем, откажу, она поймет)
Спасибо за пост)

Shushuda комментирует...

У меня такие запросы обычно поступают в адрес мужа. Он работает программистом. А это же такое волшебное слово, если ты программист, значит знаешь ВСЕ про компьютеры и можешь это сделать за просто так кому угодно, это же легко! Родственники, соседи, знакомые, знакомые соседей. Однажды был вобще феерический запрос, пришла соседка и попросила мужа посмотреть что у нее с микроволновкой, мотивируя тем, что на ней есть экранчик с часами, а он совсем как маленький компьютер и вообще, она же в розетку включается!

Лёлек комментирует...

Животрепещущая тема )))У меня мама врач,и почему-то все более-менее знакомые считают,что ей не трудно переделать уколов всему городу ))) Для всех хорошей все равно не будешь,а надрываться для людей,которые не оценят, не вижу смысла ))) так что,хочу- делаю рукодельные подарки,не хочу - не делаю )))На заказ не сделаю категорически,во-первых,это хобби,и должно приносить удовольствие,а во-вторых, объективно твою работу в денежном эквиваленте не оценят,зато требований и претензий могут выдвинуть на миллион,имхо )))

Marina Satt комментирует...

Рада, что статья пригодилась! И что столько людей действительно трезво относятся к своей работе))

Лелек, по поводу "во-вторых, объективно твою работу в денежном эквиваленте не оценят,зато требований и претензий могут выдвинуть на миллион,имхо )" - удивительно метко! Частенько самые капризные и чудовищные претензии - именно от тех, кому достается на халяву! Парадокс! )))

Хотя, признаюсь, лично мне халявщики подобные вообще не встречались)) Я как-то так своеобразно, видимо, позиционирую свое хобби - но хорошо наслышана о подобных примерах со слов подруг и коллег))

Через две недели выходит замуж сестра мужа моего, я предложила ей сделать свадебный комплект - подушечку для колец, подвязку и коробочку для конвертов - так она отказалась от подвязки с мотивацией, что "мне же придется ее кидать - вот еще, в чужие руки отдавать твою работу!" - и это было безумно лестно и приятно ))

Фея комментирует...

Спасибо!!! Интересно и жизненно, мне пока рано об этом думать, но написано все верно!

Cашулька комментирует...

отличный пост)мне попадались люди другой степени наглости)фраза "вышей мой портрет" до недавнего времени вызывала очень смешанные чувства=)а еще очень раздражает когда походят к вышивке и начинают ее ковырять)

Marina Satt комментирует...

Фея - спасибо и рада за Вас, что это явление обошло стороной Вашу жизнь))

Саша - сначала я рассмеялась - а потом просто содрогнулась... ковырять?? вышивку?? грязными немытыми руками? .... вау.... О_о

Vasilinka комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Vasilinka комментирует...

Жизненно, Марина!
Мне на почте одна сказала, увидев мою персиковую сумку "а сшейте и мне такую", когда же я озвучила цену, то она ответила, за такие деньги я себе обычную куплю, ага думала пакетик и маркета.
что еще скажешь))

Lilli комментирует...

Пост - КЛАСС! Это не философия - это реальная жизТь. Люди, которые действительно ценят нас и наш труд, готовы щедро заплотить, ну а остальные.... они не стоят нашего труда.... Дорогая, Марина, спасибо! Ваш блог меня заинтересовал, пойду дальше почитаю....))))
Lilli

Marina Satt комментирует...

Василин, у тети слюнявчика не было на груди? Такая святая простота только детям простительно )))

Лили - рада знакомству!

mononoke комментирует...

Согласна, что за свой труд с халявщиков надо брать деньги!
Но.! Лично я еще ни разу не брала денег за вышивку, хотя почти все раздарила. Просто как то так получается, что люди сначала просят меня вышить что-нибудь на мое усмотрение для них (даже говорят, что согласны ждать хоть год), а потом оказывается, что я наткнулась на картину, которую очень хочу вышить. и в процессе работы я понимаю, что она идеально подойдет вот такому человеку. и как-то так совпадает, что обычно картина готова к празднику или какому-то другому событию, связывающему нас! в итоге я получаю удовольствие от работы, от подарка, и от реакции счастья и радости другого человека.

Tanya комментирует...

А у меня много подруг-рукодельниц - так что они от меня не просят(ну могут намекнуть на ДР, зато они-то точно знают затратность работ). Хотя мы и практикуем рукодельные подарки на праздники друг другу. Согласна с девчонками, что надо дарить рукодельные вещи только тем, кто в этом разбирается. А то я уже сталкивалась пару раз с непониманием, было очень грустно. Ну, а про подшивание брюк для семьи - это кара небесная. Куда же я их дену? Разве я смогу отправить мужа в ателье по обдиральным ценам подшивать брюки? Ворчу, но делаю сама.

Мила комментирует...

Согласна с автором целиком и полностью.Более 20 лет проработала в ателье , и естественно, шила дома. Наслушаласьвсякого.Денег нет,зарплата и вообще...Так почему я сижу за машинкой вечерами и по выходным ,тоже не от хорошей жизни.Хотя имея троих детей,проблем было решено много.Сейчас шью только тем, кто способен это оценить. А хорошему человеку могу сшить и бесплатно

Лариса Фелештинская комментирует...

Да... Для многих эта тема актуальна... Не далее как 1 октября, на дне рождения сына одна из родственниц требовала подарить ей жабку, видите ли ей она нравится... Очень удивилась сама своей смелости, дав отпор родственнице. Но это надо делать... Раз отпор этот из меня сам полез, значит пришло время...

Kalinka-Yu комментирует...

Я в студенческие годы тоже не ценила ни свой труд не время считала что опыта у меня маловато чтоб достойную оплату просить, но одна заказчица, довела меня так что я научилась, может не на всю жизнь, но задело меня сильно. Я тогда стены раписывала и заказала мне как-то одна тетенька (знакомая знакомой, как обычно и бывает) нарисовать в комнате ее дочери ромашковое поле на всю стену (дочере сюрприз пока та в другом городе). ну как я уже говорила труд свой не ценила поэтому оплату попросила где-то вполовину меньше реальной. но наши ж люди всегда считают что раз они заказывают, то обдирают именно их. В итоге принесла я ей кучу эскизов, она выбрала, все с ней согласовали, я начала работать в материале, при этом она каждый раз приходила смотрела что я делаю и как идет ход работы, и тут когда уже была готова большая половина работы, она выдаёт "Что-то ромашки крупноваты, а сделайте их поменьше", при том что она сама захотела сделать крупные. Переубедить не удалось, пришлось скрепя зубами уменьшать каждый цветок, та буквально делать все почти с нуля. наверное будь это сейчас просто б не пожалела потраченного времени развернулась и ушла бы. Кульминацией всего этого была фраза которую я наверное запомню надолго. Когда роспись была полностью готова, она так внимательно осмотрела ее, и сказала "Красиво, ну если дочке не понравится мы потом фотообоями заклеем"

Marina Satt комментирует...

Калинка - это просто редкостной чудовищности пример. Я читала и от каждой фразы буквально на лоб глаза лезли.
С другой стороны - хорошо, что Вы научились ценить свой труд с первого же примера))

okeanochka комментирует...

Очень хорошо написано - поняла каждое предложение:) Честно говоря именно после прочтения многих рукодельных блогов поняла, что рукоделием можно не только окупить затраты на материалы, но и зарабатывать на "карманные расходы"
Сейчас ещё нашла вид блоггеров так называемых челендж-блогов со своим бизнесом в виде маленьких интернет-магазинов, которые тоже хотят сидеть на двух стульях ... вот после написания поста у себя про них прям по горячим следам в этом месяце ... увидела именно те самые выражения в комментах, вплоть до втирания мне про мою благотворительность...

Unknown комментирует...

круто!!! очень нужный пост и самое главное все верно!! " Я тоже хочу такую же", "сделай мне тоже"....ааа...блин...и правда,есть небольшой круг людей, для который ты готов это сделать..это личное время...ну почему же люди не понимают...аж обидно иногда, когда считают, что ручная работа это нетрудоемко.
Марина, спасибо за пост!

Анонимный комментирует...

И очень правильно все написано. Просто иногда очень хочется, чтобы кто-то очень понял ) без предварительных дебатов ))))