среда, 6 октября 2010 г.

Продолжаю умничать, или О бедных критиках замолвим слово.

 Понятие критики в творческих кругах давно размыто, абсолютно неоднозначно - и очень эмоционально стимулирующе ))
Половина автоматически встает в агрессивную стойку обороны, половина начинает дрожать губами - и лишь единицы разобрались с этим термином на столько, чтобы хранить олимпийское спокойствие в таких ситуациях - и мало того, умудряются находить крупицы истины в чужих словах.

Пожалуй, стоит для начала разобраться с т.н. общепризнанным смыслом "критики".

 Для этого - обратимся к истории.... Шучу-шучу, не к тысячелетнему пласту человечества, а всего лишь вспомним пару ситуаций из моей инет-истории.... :

- критика весьма неряшливо вышитого портрета с безумными глазами и трупными пятнами на шее - принесла в копилку абсурда фразу "Вы завидуете! Потому что сами никогда ТАК не вышьете!".... )))
- критика вязанного изделия в форме подушки с вторичными женскими половыми признаками - без упоминания качества вязки, ибо полотно дама вывязала безупречно - буквально на следующей же день бурных обсуждений выявила пробелы в регулярности и качестве моей половой жизни  и проблемы в выборе мною белья на мою (естественно)) - отсутствующую грудь, провоцирующую меня на зависть к вязанным холмам )))

Почему так часто появление критики объясняется людьми такой далекой, как мне кажется, причиной, как ЗАВИСТЬ? ... пожалуй, я не скоро смогу дать себе и вам однозначный ответ на это...

Поэтому - как в школе))) - обратимся к словарю ))) Как говорит нам Википедия -


Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») —
  • выявление противоречий;
  • разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
  • отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
   Ни слова о зависти!!! 
... и мне очень вовремя вспоминается третий "тип" реакций - особенно часто проявляющийся в случаях, когда критике или обсуждению подвергаются работы девочек из территорий с ограниченным доступом к качественным материалам. Это такая парадоксальная фраза, как: "У вас там, в зажратой ваше Москве, дофига материалов, конечно! А нам тут приходится выкручиваться! И что, я не должна была делать фетровую игрушку только потому из фетра у меня есть лишь тряпочки для пыли?"... И эти случаи - тянут на отдельный разбор.

Таким образом - ... нет итога этим рассуждениям, нет универсального ответа - может быть только СВОЙ ответ для СЕБЯ.
И я отвечу:
- критика - это тот самый вид поддержки, который, в отличие от эмоциональных "поглаживаний" - дает нам не количественную прибыль, но качественный скачок

- критика может быть (и бывает! настоящая критика только и именно такой и бывает!) - лишь критикой предмета, результата творчества, продукта человеческой деятельности - и главная проблема всех излишне "чувствительных" - что в словах "Это некрасивая работа" они читают "Вы - плохая"

- критику можно принимать и не принимать - но проявление эмоций означает, что критика НЕ принята - а принят лишь эмоциональный посыл.... частенько рисуемый получателем, а не отправителем. Это касается и позитивных, и негативных откликов.

И это - главное, что я хочу сказать о критике.
 Любите критиков, знайте свою цель, наращивайте "внутренний стержень", учитесь цветоположению... и просто - работайте. Это лучшее средство от волнения по поводу критики.

33 комментария:

k комментирует...

спасибо за статью. прочитала, было интересно! хотелось бы продолжения, потому как тема актуальная...

Lee Albrecht комментирует...

Sempre falo:
só recebe critica
quem faz alguma coisa
aquela pessoa que não faz nada
não pode receber critica.!!!
Então como sempre estamos fazendo alguma coisa... sempre somos criticados.
Um beijo
Lee

Надежда-nagual комментирует...

Марин, я тебя конечно мало знаю, но сегодня ты мне открылась прям-таки с другой стороны!Пишешь довольно иронично, но оооочень интересно читать! Твои примеры рассмешили:))).
Согласна, критику не всякий умеет принять конструктивно (имею в виду, конечно, конструктивную критику:). И работы иногда встречаешь не очень аккуратные или слегка аляповатые. Но среди моих знакомых блогорукодельниц немало тех, кто даже слишком критично относится к своим работам (я тоже иногда страдаю приступами перфекционизма). Я веду блог почти год, и за это время меня критиковали, причем по делу, всего два раза. Но это было очень деликатно. Я была благодарна девочками, но согласилась не со всеми замечаниями:).
А по поводу конструктивной критики - не так давно появился блог "Скрапкритика". Ссылка: http://scrapkritika.blogspot.com/

Я не помню, чтобы ты занималась скрапом, но вдруг тебе будет интересно.

Klik комментирует...

:))). Да, мне понравилось :)))

Видимо, человек столько себя вкладывает в свое произведение, что слова "Плохая работа" воспринимает "Вы плохая" :)).
Касательно материалов...Можно и из хороших красивых и качественных материалов сшить (сваять, связать и т.д.) такую... ерунду. Порой хочется сказать "Ну зачем вы испортили столько замечательного сырья!" :))). Если внимательно почитать блоги, то многие заказывают материалы зарубежом. И тут надо понимать, что даже в маленьком городе есть отделение банка, где можно оформить пластиковую карточку для расчетов в интернете. Ведь если человек свое творение выложил в инет, значит, доступ в инет у него точно есть. А значит проблема магазинов отпадает. Язык тоже не проблема - а) полно переводчиков-программ; б) мои знакомые не владея языками вообще, покупают через инет все - от барахла до часов и автокресел для детей. Надо только набраться терпения и искать - выйдет дешевле, чем в родном городишке ;)

Marina Satt комментирует...

Нат, я вижу другое в варианта с "плохая работа - плохая я"... Как человек с каким-никаким психологическим образованием ))) - это скорее детская установка - "Ты плохо убрал комнату - поэтому мама тебя сегодня не любит".
Слишком много детей воспитывается в режиме "Заработай мамину любовь и получи бонус - шоколадку!"... И эти струны натянуты до предела, любое слово поперек - и все, травму разбередили и идет автоматическая неконтролируемая реакция...

Девочки, продолжения не обещаю ))) Ну или как минимум - не сразу - я долго "обсасываю" мысль ))

Marina Satt комментирует...

Lee, this is really a great phrase! So meaningful - and so true
I am very glad to see you in my blog )

Unknown комментирует...

ой, сколько на заре своей вышивальной деятельности копий сломано было.... :))) И реакция в самом начале была типа "сам дурак", да :) мне доставалось и мягко и жестко по поводу вышивания дизайнов Mirabilia с заменой бисера, в итоге это привело к тому, что я стала вышивать используя родные материалы и прочувствовала разницу, т.е. как раз попала под твое определение качественного скачка :)
Второй моей любимой темой поспорить была тема про вкусы :))) Но это уже не совсем из области критики :) но было весело :) Правда было все это лет 8-10 назад, когда не было столько рукодельных порталов, мы все крутились в одном мирке, а в замкнутом пространстве жизнь всегда кипит.
Сейчас я не критикую никого. Я не знаю что повлияло на меня... может внимание рассеялось из-за обилия информации, может ума добавилось :) Я могу высказать свое мнение если человек просит, но не более. Единственное что из увиденного может вывести меня из себя, когда неаккуратная работа позицианируется минимум как шедевр. Я и сама иногда делаю ляпы, знаю, но я хотя бы на фото это стараюсь скрывать :))))) или не показываю вообще :)))) Или когда слепленный на коленке и заснятый на мобильный телефон процесс обзываетмя мастер-классом :) Вот в таких случаях не высказаться мне помогает только то, что времени тратить жалко :)
А ещё мне сложно общаться с людьми, кто не умеет смеяться над самим собой :))))

Zhanna Koroleva комментирует...

Я впервые в блоггер-жизни позволю себе встрять... Вы знаете, зависть всё-таки бывает. Впрочем, критику тогда вряд ли можно даже рассматривать конструктивной. У меня перед глазами пример (их вообще много, просто этот постоянно всплывает) с одного творческого форума. Там есть талантливая мастерица - маэстро. В своем деле. Так, как она, пока никто не может. И, увы, позволить себе приобрести ее работы тоже мало кто может. И вот иные почитатели сначала громко хвалят, плакають безмерно, что так не могут и купить не могут... а потом начинают злиться. "Чё-то в этот раз не фонтан", "Левый глаз хуже правого", "А пуговки-то надо бы перешить...". Или просто мимо пройдут и бросят что-нибудь полуцензурное. Порой даже мне, стороннему наблюдателю, бывает обидно. И во всем сквозит поза - вообще уйду хвалить другую - та пусть и "на троечку", зато "с народом". Ну что это за критика такая?.. Зависть и есть.

А вообще я только что, минуту назад создала здесь страничку, хотя давно уже хотела))) С некоторых пор каждый день с удовольствием читаю Ваш замечательный блог и блоги из списка Ваших постоянных читательниц. Спасибо Вам за удовольствие! Я даже к вышиванию вернулась благодаря всей вашей замечательной компании :0)

Klik комментирует...

Наверное скучно, когда нет критики... :)) С другой стороны - имеющий уши услышит, а желающий высказаться глух. Зачем на него слова тратить :). И касательно психологии - удалять нужно больные мозоли, а не подставлять под ноги другим и потом долго вопить, что тебе ногу отдавили ;)

Галина Лайкова комментирует...

Добавлю пару еще слов, хотя сказали и так много. Есть критика - дружеский пинок, давай, делай, вот здесь исправь, добавь... Эт правильно. Есть ЗАВИСТЬ, по-другому не скажешь.

На нашем местном форуме на конкурс выставили работы. Одна девочка, уже по уровню мастерства - профессионал, высказалась о чужой работе, выполненной ОЧЕНЬ НЕБРЕЖНО (чес слово, мой младший сын вкладывает в работу больше старания), что на конкурс это не стоит выкладывать, сначала подучитесь, так ее в ответ заклевали. И главные аргументы были на уровне - не стреляйте в пианиста, играет, как умеет, а вот вы, с вашими работами, вообще не имеете права участвовать в конкурсе любителей! Понимаю ее обиду, когда она изумлялась - ей надо делать хуже?

Ольга_Тигра комментирует...

очень интересно почитать и пост, и комменты. я не критикую, хотя иногда есть желание, просто задумываюсь: а я великий специалист, чтобы критиковать? так что, если встречаются работы, вызывающие недоумение, я промолчу.

Franstals комментирует...

А мне важна и интересна критика моих работ! Когда выкладываешь какую-то работу и заведомо знаешь, что сейчас будут хвалить дежурными фразами... Становиться скучно. Понимаешь, что либо работа не "зацепила", либо тут принято всех хвалить! Тогда зачем же спрашивать мнения, если все и так ясно!
Ведь критика конструктивная, вежливая, по-доброму она же в первую очередь говорит о том, что человек сидел, думал, рассматривал, что у него появилось мнение об этой вещи! А что еще нам надо, как не внимание!
Хотя бывает и другая критика. Злобная и хамоватая, но тут уж и вовсе обижаться не стоит по всем известным причинам))))))

Анонимный комментирует...

Спасибо за такую статью. Очень актуальная тема. с удовольствием и интересом почитала статью и все ответы. Лично я тоже ЗА критику. Конструктивную или нет. Бывает даже самой обидно, когда свою же работу показываешь,когда сама реально видишь ляпы, а никто ничего не скажет кроме АХ АХ АХ.....какая же красота...ну и все в этом роде. Лучше скажите прямо, я пойду да исправлю, и буду любоваться красотой. Ну или уберу в дальний ящик))) Согдасна полностью, что далеко не всегда в рукодельных кругах, критика воспринимается адекватно. В большинстве случаев увы....обиды,зло и ...."сам дурак". Поэтому стараюсь критиковать,когда уж совсем нет сил молчать. А в большинстве случаев просто промолчу(((( Хотя наверное это не правильно(((

Kalina комментирует...

Марина, спасибо за четкое определение понятия "критика". этот пост давно необходимо было создать. Вся беда в том что что любые замечания по поводу работы каждый воспринимает как критику и неприятие. Хотя прежде всего нужно помнить что эта самая "критика" - путь с совершенствованию своих умений и возможностей, иначе ты никак не станешь профессионалом ни в профессии ни в в своем увлечении. Не обязательно прочитав отрицательный отзыв о своей работе сразу вставать на "штыки" типа "сам дурак", а просто тихо принять и подумать а что действительно можно изменить. Я это говорю не из филосовствующих размышелений, а из собственной практики, в которой часто сталкиваюсь с этой самой "критикой")

Marina Satt комментирует...

Девочки, какая замечательная дискуссия получилась! И столько действительно интересных моментов для размышления....

ЗЫ. Света - мучаю, мучаю ))) затискиваю до смерти ))

tarikoiN комментирует...

Здравствуйте, Марина!

Случайно забрела на огонёк и не могу удержаться от комментария. Всё, что Вы говорите, до боли знакомо мне по опыту участия в интернет-фотоклубе. Там критика воспринималась так же: я-то гений, а вот ты кто такой?! Так что тут к вашим словам не прибавить, не убавить.

Но мне хотелось бы поднять вопрос другой, не менее, на мой взгляд, важной стороны проблемы критики: её отсутствие. Т.е. под откровенно слабенькой работкой комментариев в лучшем случае просто нет. А в худшем (если автор - вся из себя признанная мастерица) можно найти комментарии типа "вау, супер, шедевр" и т.д.

Я не очень знакома с миром вышивки, а вот в скрапбукинге такое сплошь и рядом. И это очень грустно!

Natalija комментирует...

Маринка, какая же ты умничка! Подняла хорошую и важную тему и очень ненавязчиво ее донесла до всех. Примерами из жизни убила, особенно про качество?! половой жизни (как узнали? спецы, однако).
А вообще, согласна, очень многое идет из детства, все комплексы родом оттуда. Жаль, что родители, не понимая этого, продолжают калечить душу ребенка.

mozanna комментирует...

Со всем выше прочитанным согласна. Критика это очень хорошо, единственное, что я считаю обязательным - это нормы поведения и уважение друг другу критика и того кого критикуют! Очень часто встречаются комментарии написанные с таким "наездом" и хамством, что просто "мама моя дорогая"!!! В основном люди, показывающие свои работы в штыки воспринимают критику...и у меня всегда возникает вопрос - А ЗАЧЕМ ТОГДА ПОКАЗЫВАТЬ ВСЕМ??? или Вы хотите чтобы Вас только хвалили??? У каждого человека свое мнение! Поэтому давайте будем уважать друг друга и мир станет лучше!!!

Kolu4ka комментирует...

я считаю, что тем и хорошо вести свой блог, что люди собираются заинтересованные. У каждого появляются свои читатели-друзья. Конечно, не хочется их разочаровывать! А вообще почти все дискуссии-споры развиваются Вконтакте. Я прекрасно помню твои работы в альбомах вышивальных групп и времена, когда ты была модератором большой группы. И помню твои авантюры и вышивальщиц, которые после твоих организованных совместников, поднимались на уровень выше в своем умении. Так же помню истерики хозяев "радиоактивных львов" и толпы, защищающих их. Люди не всегда понимают, что критика - это отлично. Значит, ты действительно что-то не так сделал и нужно себя совершенствовать. А вышивать отличные вещи можно и старинными нитками, главное иметь чувство вкуса, чему ты и подтверждение.

Ольга - Кошка Мёбиуса комментирует...

Интересная статья. Согласна с ней.
Могу добавить к вариантам почвы для критики ещё один. (К счастью, встреченный только у одной дамы). Снобизм. Моё - лучшее. У других - по определению хуже. Значит, можно критиковать. Общение с данной дамой сведено к нулю, но до меня долетают весточки. Совершенно безобразное явление.
Я, если высказываю критические замечания о чьей-то работе, на всякий случай, чуть ли не извиняюсь, ИМХО пишу и.т.д. Несмотря на это, несколько раз мои комменты не были одобрены хозяйкой и оставлены под постом. Ну теперь туда не захожу. Вероятно, нужны только те самые "Вау! Ооо!"

Zhanna Koroleva комментирует...

Да, еще стоит, наверное, отметить, что критиковать (вежливо и доброжелательно))) можно качество выполненной работы, но не идею, творческую прожилку.. правда ведь? В таких случаях, по-моему, лучше или пройти мимо, или постараться вглядеться в работу глазами ее автора, хотя б принять, если и не понять. Бывает так грустно читать, что "фу, какая гадость" про замечательно выполненную, но неординарную по идее работу. Никого при этом не оскорбляющую, не пошлую - просто другую, нестандартную.

Zhanna Koroleva комментирует...

Ой, извините меня, чё-т я расписалась тут))) Тема задела.
tarikoiN, вот, кстати, я боюсь идти на фото-форумы.. Критика рукоделия меня как-то не пугает, а в фотографии, где я начинающая себе вся такаяяяя, ранимая.. ;) Я не раз читала и слышала, что одни из самых жестоких критиков - как ни странно, фотографы, особенно не именитые, а те, кто пока завис посерединке - еще не гуру, но "салагам" сейчас покажу, где раки зимуют. Про себя я точно знаю, что такой подход оттолкнет меня от фотографии надолго. Я и сама читала массу грубых, надменных комментариев под интересными фотоработами. Такое, увы, не способствует росту, если ты только сам не циник и не способен парировать и пойди дальше.

Carolinna комментирует...

Вот и я не могу пройти мимо такой животрепещущей темы :)
История с "вязаными холмами" позабавила :))) Деушка оторвалась по полной :) Жалко таких людей...
Критика - весчь полезная, но надо тонко чувствовать грань, где кончается конструктивность и начинается хамство (читай зависть?)
Я далеко не мастер и не претендую даже, хотя вышиваю дай Бог памяти... больше 15 лет. Мне ещё многому учиться, поэтому никогда никого не критиковала (не имею права). Если мне работа не нравится (опять же это не значит что она плохая , просто субъективное мнение)я просто не оставляю коммент. Восхваление априори, что бы ни было сделано, даже мастером, не выношу. Искренне надо или вообще никак. Пишу только тогда, когда действительно работа мне близка и интересна.
Вот как-то так...

Ольга_Тигра комментирует...

Марина, я не в тему можно? приглашаю за наградами =)

Kolu4ka комментирует...

И ко мне тоже :)
Оккупируем со всех сторон)

Marina Satt комментирует...

Девочки, девочки!!!
Неужели я не смогла донести главную мою мысль?? .... Я говорила всегда и повторю - если "критика" переходит на личности, допускает сарказм, подтрунивание, глумление - это НЕ критика.
Это разнос, это хамство, это попытка "критикующего самоутвердиться" - но не критика в истинном ее виде... - в том, в котором один мастер предлагает другому мастеру посмотреть на его работу со своей стороны, прикинуть, так ли однозначен его посыл, не закралась ли какая-то двусмысленность, меняющая весь смысл его послания - ну или элементарно, что "вон там справа начало отклеиваться, поправь, дружище" )))

Zhanna Koroleva комментирует...

Marina Satt. нет-нет, всё правильно донесли :) Наверное, просто уже начались рассуждения на тему :) Кстати, забавный пример коструктивной критики есть в "Служебном романе" - уж она ее и "ваши брови - это же неприлично", и "вся скукожится, как старый рваный башмак"... А какие полезные плоды принесла эта критика! Наверное потому, что была посеяна на благодатную, готовую к всходам почву.

Jana комментирует...

Я еще не комментировала ни разу.
Мне кажеться,что многое зависит от уровня вкуса рукодельницы .Кич был всегда и всегда его кто-то создвал.На форумах принято хвалить все , может так и надо .У каждого свой уровень,своя планка.Кто хочет научиться будет спрашивать,будет прислушиваться к критике.Дама создавшая подушку-шедевр на своей вершине,это ее предел,все остальное она уже не воспринимает.И пусть ее !Важно ,что есть такие как я - учусь,присматриваюсь,любуюсь с удовольствием .

tarikoiN комментирует...

CoBa, да! Первые мои картинки разнесли в пух и прах! :D Ну и что? Пережила как-то. Хотя и очень серьёзно тогда к этому всему относилась. Зато кое-какие основы фотографии мне вбили крепко)

Marina Satt, боюсь описанные Вами "герои" характерны для абсолютно всех сфер жизни. И дело не в Вашей критике. Ну вот любят некоторые на какашки поисходить. И не важно раскритиковали Вы их "произведение" или на ногу в трамвае наступили. Дело не поруганной чести, дело в самом процессе разборок)

Юлия Подолян комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Юлия Подолян комментирует...

Оочень интересная дискуссия. Марина - наконец-то я нашла, кого искала. Приглашаю воплотить всё вышесказанное на практике;-). Мне-мне, нужна критика, очень, и советы. Если бы все были асами, было бы неинтересно. Я, например, хочу научиться вышивать, и периодически этим занимаюсь, но я не покупаю готовых наборов, нитки мулине у меня в огромном количестве - от бабушки, и мне их хочется "пристроить", пока я учусь. То есть я пытаюсь сама научиться подбирать цвета, и даже знаю что это у меня не получается. (ведь купить готовый набор проще простого). И живу я в глубокой провинции, и детей у меня куча... так что полный букет;-). Если мне равняться на профессионалов - то уж лучше сразу застрелиться, легче и быстрее выйдет. Так что... как-то так.
У себя я выставляю свои работы, и знаю что они далеки от образцовых,и сама вижу все косяки, и мне нужен взгляд со стороны - трезвый и оценивающий, что не всегда есть. Вот недавний пример -http://yulechka-mypages.blogspot.com/2010/09/blog-post_26.html , а это саамая пеервая работка http://yulechka-mypages.blogspot.com/2010/04/blog-post_26.html , и я вообще удивлялась как можно хвалить такое...разве что приободрить? Я например никогда воочию, глаза в глаза не видела настоящую и качественно вышитую работу, и правильно оформленную. Поэтому и прихожу в блоги - учиться и смотреть.
Приглашаю заглянуть.

Юлия Подолян комментирует...

Марина, СПАСИБО за ответ в блоге. Было интересно и познавательно. На днях покажу еще одну подобную работу, с теми же недочетами)))...можно будет тебя пригласить?

Нюша комментирует...

Очень интересно было почитать и пост, и комментарии. От себя могу сказать, что я не критикую. Не вижу в этом смысла. Если человек одарен, то он и сам видит недостатки своей работы. В таком случае я просто промолчу, не буду комментировать работу.